Логопедическая страница

Логопедическая помощь учащимся оказывается учителем – логопедом Дяглевой Натальей Викторовной, которая работает в этой школе логопедом с 1992 года, закончила Саратовский государственный педагогический институт им. К.А.Федина.

Основные направления работы логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также предупреждение этих нарушений. Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда актуальной и востребованной.

 

Основные задачи логопедического пункта: 

1.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

2.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися, общеобразовательных программ;

3.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

 

Формирование логопункта:

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Учащиеся 1 классов обследуются устно, а учащиеся 2-4 классов письменно (диктант).

 

Организация работы логопункта: 

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально (по постановке звуков), так и в группе (дисграфия и дислексия).

Основной формой являются групповые занятия.

Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательной школы как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Логопед занимается с учениками 1-4-х классов в группах с однородными нарушениями речи. Наполняемость группы 3- 6 человек.

Только для первоклассников возможны индивидуальные занятия по постановке звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.

В первых классах занятия проводятся 3 раза в неделю, во 2-4 два раза, индивидуальные занятия по постановке звуков 2 раза в неделю.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.

 

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Если в Вашей семье подрастает ребёнок и через год пора в школу, то возникает много вопросов. Возможно, вы получите ответы на некоторые из них в этой статье.

Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но это большое заблуждение! Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо). Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?

Во-первых, произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не «весипед», а велосипед; не «катан», а стакан…

Во-вторых, у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…

В-третьих, грамматический строй речи во многом уже сформирован: «не глазы», а глаза; «не яблоковый сок», а яблочный…

В-четвёртых, достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…

В-пятых, ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…

В-шестых, должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков… И только в последнюю очередь работа в прописях и тетрадях.

Главное, чтобы ребёнок сам проявлял желание к освоению письменной речи (как чтения, так и письма).

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ? 

1 совет. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание – раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребёнок, что делают другие люди и что видит ваш ребёнок.

2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения.

 Ваши предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если ваш ребёнок пока ещё изъясняется только односложными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»

4 совет. Выдерживайте временную  паузу, чтобы у ребёнка была возможность  говорить и отвечать на вопросы.

5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?». Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолёта и т. д.

6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребёнку рассказать эту же историю. Вам или кому-нибудь ещё.

7 совет. Если ваш ребёнок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Наберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребёнку. Дайте ему возможность повторить эти слова.

Не ожидайте, что ребёнок произнесёт их отлично. Воодушевите ребёнка и продолжайте их заучивать. После того, как ребёнок произнёс эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребёнок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.

8 совет. Если ребёнок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребёнок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребёнок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т. д.

9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребёнком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребёнка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

И не  стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь… Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость - это также очень важно для готовности к успешному овладению и освоению письменной речи.

Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка - будущего первоклассника!